Поиск товара
Поиск товара
Цена:
Уточняйте у менеджера
Производитель: John Bean (Snapon) |
Трехмерная технология. Часть 2
Выбор оборудования
АЛЕКСАНДР СМЕЯН
Просчеты при выборе автосервисного оборудования оборачиваются сбоями в работе предприятия. Причем ежедневными. А сбои влекут за собой материальные потери, утрату имиджа, а с ним - и доверия клиента, вернуть которое очень непросто. Поэтому относиться к оснащению предприятия надо со всей ответственностью. Выбирать продукцию производителя, занимающего лидирующие позиции в своем сегменте. Он дорожит именем своей торговой марки, его оборудование сочетает последние научно-технические достижения и удобство эксплуатации. Оно долго не устареет морально и физически, принося хорошую прибыль.
Сказанное в полной мере относится к оборудованию для регулировки углов установки колес (УУК) фирмы John Bean. Эта компания - первопроходец в области создания уникального оборудования, трехмерной системы визуализированного контроля установки колес, иначе говоря, 3D-технологии. Работа на установках John Bean позволяет достичь точности, стабильности результатов и скорости проведения операций, недоступных другим средствам измерений.
В предыдущей статье подробно разобрались в самой идее, заложенной в 3D-стенды контроля УУК. Уже говорилось, что идея действительно проста, как и все гениальное. Однако ее техническая реализация потребовала труда и множества экспериментов. В результате фирма явила миру революционные оборудование и технологию для проведения «сход-развальных» операций, а также получила около пятидесяти патентов, защищающих оригинальность разработки. «Переплюнуть» последнее обстоятельство просто невозможно, что гарантирует лидерство John Bean в этой области надолго.
В чем преимущества «трехмерной» технологии, предложенной разработчиками фирмы? Главное, что неверно провести измерения УУК практически невозможно, даже при активном влиянии пресловутого «человеческого фактора».
Это связано с тем, что положение осей вращения колес автомобиля в пространстве не зависит от плоскости рабочего места. А это место, даже самое совершенное, всегда имеет небольшие перекосы или неровности. В процессе работы на стендах John Bean как бы исключается такое физическое понятие, как гравитация. Для стенда автомобиль - независимый объект, парящий в воздухе. Процессор строит трехмерные модели осей вращения колес автомобиля и вычисляет координаты плоскости, свободно ориентированной в пространстве, но совпадающей с плоскостью автомобиля. Все последующие расчеты параметров УУК проводятся относительно этой виртуальной плоскости. В процессе последующей работы автомобиль можно поднимать или опускать на подъемнике, не заботясь о его способности «удерживать» отъюстированную плоскость. Можно даже демонтировать колеса – такие действия никак не отразятся на достоверности полученных значений.
Нет нужды повторяться, что никакая другая технология не позволяет сделать процедуру измерения геометрии подвески столь независимой от горизонтальных отклонений рабочего места.
Отмеченное преимущество главное, но не единственное положительное отличие 3D-стендов от «коллег» по цеху. Саму идею можно образно сформулировать так: трехмерному стенду все равно, что измерять. Существует масса других достоинств подобных стендов:
- минимальное (1-2 мин) время проведения полного цикла измерений всех (!) параметров УУК. Это связано с исключительными возможностями математического обеспечения, заложенного в компьютер стенда. «Статические» (схождение и развал) параметры отображаются сразу после процедуры позиционирования, а для получения «динамических» (продольный и поперечный наклоны осей поворота колес), дополнительных углов и геометрических размеров достаточно повернуть колеса автомобиля с закрепленными на них мишенями на 10° (а в случае применения специальных процедур измерения - на 20° и более);
- отсутствуют загромождающие рабочую площадку кабели, а следовательно, и опасность их повреждения. Тут же можно отметить и «неубиваемость» самих мишеней, последние образцы которых можно разрушить лишь намеренно с помощью традиционной кувалды;
- нет проблем при обслуживании автомобилей с низким спойлером или малым клиренсом;
- база данных John Bean содержит параметры буквально всех автомобилей, производимых на любых континентах. Это особенно актуально для нашей страны, находящейся на стыке Европы и Азии. Можно «отработать» любой автомобиль, в том числе и «праворукий»;
- 3D-технология позволяет, кроме получения картины ориентации колес, провести глубокую диагностику геометрии кузова. Можно выявить продольное смещение и несоосность колес, разницу баз справа и слева, вынос, разность диагоналей и множество других дефектов. Кроме того, измеряется даже длина окружности каждого колеса. Поэтому 3D-стенд John Bean можно отнести, кроме его основной обязанности, к незаменимому инструменту выходного контроля автомобилей после проведения кузовного ремонта;
- независимость стендов, что означает возможность их установки на любой рабочей площадке, оснащенной подъемником, эстакадой или смотровой ямой;
- возможность проводить работы по регулировке УКК со снятыми колесами. А это действительно важно, поскольку современный автомобиль усложняется и становится «плотнее упакован». Очень часто «подлезть» к регулировочному узлу без демонтажа колеса попросту невозможно.
Список достоинств стендов John Bean может быть продолжен, но и приведенных, на мой взгляд, достаточно, чтобы именно этой марке отдать предпочтение.
Предложение
Предлагаю кратко познакомиться с двумя моделями стендов John Bean.
Более простая модель Visualiner 3D1 имеет жесткую механическую связь между правой и левой видеокамерами, «смотрящими» на мишени. Блоки видеокамер крепятся на поперечной траверсе, размещенной на опорной колонне (или стойке электрического подъемника). Такая жесткая связь между камерами необходима для точного согласования результатов измерений по правому и левому бортам автомобиля. Ведь как описывалось в предыдущей статье, для того чтобы связать координаты осей вращения колес, расположенных с разных сторон, необходимо знать расположение камер относительно друг друга.
Траверса располагается так, чтобы все колесные мишени оказались в поле зрения камер, а также не перекрывали друг друга как при измерениях УУК, так и при регулировочных работах на разной высоте.
Стенд оснащен «кабинетом» класса люкс с 19-дюймовыми LCD-монитором и мультимедийным компьютером. Программа имеет простой и понятный интерфейс, обширный раздел «подсказок» с трехмерной анимацией, возможность интегрировать стенд в локальную сеть мастерской с выходом в Интернет с допуском к базам данных автопроизводителей. Конечно, предусмотрены возможности импорта и сохранение информации. Сами результаты измерений представляются на экране одной картинкой, что упрощает работу оператора.
Вершина модельного ряда фирмы и пример синтеза всех достоинств оборудования John Bean – это стенд Visualiner 3D Arago, впервые представленный на выставке Automechanika 2002. По сей день и еще долгое время эта модель будет самым совершенным в мире оборудованием такого рода.
Принципиальное отличие модели – подвижные независимые блоки видеокамер, перемещающиеся по вертикальным стойкам. Автоматика стенда регулирует их положение так, чтобы обеспечить полную видимость колесных мишеней при подъеме или опускании автомобиля.
Поскольку между камерами отсутствует жесткая механическая связь, разработчики применили связь оптическую. В одном из блоков камер (активном) смонтирована дополнительная синхронизирующая камера, а в другом (пассивном) имеется мишень, аналогичная колесной. Таким образом осуществляется постоянное отслеживание взаимного положения камер. Подобное решение еще больше упростило процедуру измерения геометрии подвески. Конструкция блоков камер позволяет им перемещаться вверх и вниз по стойке, причем наилучшую позицию выбирает автоматика.
Контроль взаимного положения видеокамер позволил выполнить их поворотными, что дало возможность без проблем работать с автомобилями разных габаритов – от совсем крошечных до огромных внедорожников. Кроме того, отсутствие поперечной траверсы позволяет использовать 3D Arago на любом проездном посту, в том числе в составе проездной диагностической линии. И самое главное: Arago не требует калибровки! После установки 2 стоек и подключения их к компьютеру прибор готов к работе.
Осталось упомянуть о такой проблеме, как регулировка УУК на автомобилях марок MB, BMW, VAG и некоторых других, углы установки колес которых зависят от такого параметра, как «уровень» кузова (подвески). При работе с этими автомобилями стенды 3D1 и Arago дают возможность обойтись без дорогого оборудования Romes. В арсенале John Bean имеется простая опция – TIP-мишень с конусом, которым нужно коснуться любой выбранной точки на кузове автомобиля. Реализуя все ту же трехмерную технологию, аппаратура тут же вычислит координаты, следовательно, и высоту этой точки, и компьютер выберет из базы данных правильные значения УУК.
А наиболее изысканная опция – это голосовое управление работой стенда при выполнении всех операций. Просто и надежно, лишь бы на участке не было слишком шумно.
Прогнозы на будущее
3D-визуалайнеры от John Bean – аппаратура, безукоризненно сочетающая только достоинства. Хотя один «недостаток» отметить необходимо. Речь, конечно, о цене. Хотелось бы, конечно, сэкономить, и некоторые руководители автосервисных предприятий приобретают более дешевые стенды с колесными датчиками. Думаю, что в наше время такой шаг является опрометчивым, сегодняшняя экономия может обернуться большими потерями в будущем. Лучше уж сразу «напрячься» и приобрести полноценный 3D-стенд. Тем более что стоимость их постепенно снижается, что свойственно любому высокотехнологичному оборудованию, в разработку которого первоначально были вложены огромные средства. Я уже упоминал о том, что через 3-4 года на рынке будут востребованы только 3D-стенды. Слишком очевидны их преимущества как в точности измерений, так и в простоте и удобстве работы с ними.
И тогда рано или поздно станциям, оснащенным традиционными (на сегодняшний день) стендами, придется уступить часть рынка обслуживания современных автомобилей. Традиционными к тому времени станут 3D-стенды от John Bean.